КПТ или когнитивно-поведенческая терапия многим известна своим вниманием к научности метода и доказательной базой.
Но сегодня мне хочется остановится не на сухих фактах, а обратить внимание на то, как данный подход выглядит в работе.
В течении нашей жизни у каждого человека формируются определенные когнитивные структуры. Что это? Это все те убеждения, представления, установки, которые мы даем себе, людям и всему, что нас окружает.
Информация вокруг по своей сути является нейтральной. Но благодаря личностной переработке она (информация) искажается – и это норма! Такое искажение становится проблемой только тогда, когда вызывает у человека стойкие переживания и приводят к нарушению желаемого образа жизни.
Для наглядности, разберем пример. Двое сотрудников за пару минут перед выступлением с докладом. Один из них умеренно волнуется, он общается с коллегами, шутит и ожидает своего выхода. Он думает о том, что как приятно, что его пригласили выступать и как много вокруг тех, кто интересуется его темой.
Второй в это же время не может усидеть на месте, его бросает то в жар, то в холод, в голове тревожные мысли, и из-за них он постоянно спрашивает организаторов о том, нельзя ли отменить его выступление и вообще его главное желание сейчас – сбежать с конференции. В голове крутятся мысли: «я все испорчу», «У меня не получится», «Какой позор»…
Вы можете заметить, что несмотря на внешне похожую ситуацию, оба докладчика совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Но самое главное – одному реакции помогают, а другому – наоборот мешают делать то, что для него важно.
Как в данном случае можно обозначить цель когнитивно-поведенческой терапии? Цель – решение актуальной проблемы (проблем) и овладение самоменеджментом – навыками организации жизни, анализа и решения проблем в будущем.
В КПТ терапии упор будет на мысли, эмоции и поведение. С главной задачей – научить клиента быть терапевтом самому себе.
Какие основные навыки будут развиваться в работе?
- Самонаблюдение. Направлено не на самокопание или критику, а на БЕЗоценочное наблюдение.
- Самооценивание. Ориентация не на чужое мнение или зацикливание на собственном негативе, а формирование объективной саморефлексии.
- Самоинструктирование. Умение вести диалог с собой с целью выполнения поставленных задач.
- Самоподкрепление – это адаптивность, поддержка себя, а не пассивная, ожидающая позиция.
- Владение техниками самопомощи
- Самокоррекция и обучение благодаря опыту.
Когнитивно-поведенческая терапия постоянно развивается. Новые исследования и модернизация работы позволяет добиваться гибкости и эффективности. И она прекрасно подходит тем, для кого важна структурность, понимание механизмов психики для внедрения знаний в реальную жизнь.
Автор текста: Арина Березкина, психолог «Ты – это важно»